РЕЛИГИИ, КОТОРЫЕ официально признают учения Иисуса Христа, насчитывают около 1,7 миллиарда приверженцев. По числу последователей христианство занимает первое место среди таких распространенных религий мира, как буддизм, индуизм и ислам. Однако факты говорят о том, что во многих странах христианского мира официальная церковь теряет свое влияние в обществе.
Люди из разных общественных слоев покидают свои церкви. Как отмечает Рональд Ингельхарт из Мичиганского университета, руководитель одного исследования в области мировой этики (World Values Survey), в развитых странах религия играет все меньшую роль. Вот его слова, приведенные в журнале «Bible Review»: «Все меньше людей ходят в церковь; более того, страны Латинской Америки сейчас посылают миссионеров, чтобы спасать души своих бывших колонизаторов». По его мнению, «крах религии» особенно очевиден в некоторых странах Северной Европы. В Норвегии и Дании богослужения регулярно посещают лишь пять процентов населения. В Швеции это число составляет четыре процента, а в России и того меньше — два процента.
Согласно данным проведенного в Германии исследования, в период с 1984 по 1993 год среди тех, кто официально принадлежит к Католической церкви, число регулярно посещающих храм сократилось с 25,3 процента до 19. В 1992 году лишь 4 процента протестантов регулярно присутствовали на воскресной службе. В 1999 году в «Кристианити тудей» сообщалось: «В Германии только один человек из 10 еженедельно посещает церковь».
В одной из статей газеты «Гардиан» говорится об уменьшении числа верующих в Великобритании: «Никогда еще христианство не было в таком плачевном состоянии». В той же статье отмечается, что «последние полвека, с 1950 по 2000 год, оказались для церковников самым неблагоприятным периодом». Ссылаясь на специальный отчет по делам религии в Великобритании, газета отмечает, что доверие к официальной церкви теряют не только молодые, но и пожилые. В газете говорится: «С возрастом люди утрачивают веру в Бога. Данные этого последнего исследования станут настоящим ударом для британских церквей, и без того переживающих не лучшие времена: ведь до сих пор пожилые люди считались надежной опорой, костяком скудеющей паствы».
Нечто похожее происходит и за пределами Европы. Так, согласно сообщению одного канадского журнала, в Канаде «официально признанные религиозные системы изживают себя», и «среди канадцев тех, кто предпочитает иметь свои собственные представления о Боге, втрое больше, чем приверженцев традиционных вероучений» («Alberta Report»).
Многие люди чувствуют, что посещение церкви не углубляет ни веры, ни знаний. Как сообщается в канадском журнале «Маклинз», и иудаисты, и католики, у которых было взято интервью в гималайском ашраме, или пристанище индуистов, по сути, говорили одно и то же: «Монотонные обряды ничего не давали ни уму, ни сердцу». Некоторые из тех, кто долгие годы исправно посещал церковь, стали задаваться вопросами: «Чему меня научила церковь? Помогла ли она мне приблизиться к Богу?» Как справедливо заметил Грегг Истербрук, «в странах Запада главной бедой в наше время является не буквальное, а духовное обнищание общества».
Конечно, во многих странах церкви не испытывают такого оттока прихожан. Однако стоит отметить, что посещать богослужения и верно следовать учениям церкви — далеко не одно и то же. К примеру, как отмечается в одной австралийской газете, на Западе «все меньше христиан поступают в согласии с учениями своейрелигии. Во многих частях Африки, Азии и Америки христианство стало для людей ширмой для отправления более экзотических племенных культов, которые ничего общего не имеют с канонами христианства, зачастую противоречат им, а в прошлом даже были отвергнуты официальной церковью» («Эйдж»).
Почему же среди молодежи и людей пожилого возраста так много тех, кто покидает церкви? Во многом это объясняется разочарованием в своей религии.
Неприглядное прошлое
Газета «Гардиан» пишет: «Римско-католическая церковь в XX веке запятнала себя сговором с фашизмом: достаточно вспомнить поздравления, адресованные генералу Франко после гражданской войны в Испании, и недавние старания оказать содействие Пиночету». Кроме того, как отмечается в «Гардиан», папа Пий XII, который был главой Католической церкви во время войны, «весьма охотно заключил [с Гитлером] договор и умело обходил острые углы, например воздерживался от осуждения Холокоста».
В газете «Эйдж» говорится: «У христианских церквей слово слишком часто расходится с делом. Они не могут сохранить мира и единства даже в своих рядах... И доказательство тому — многочисленные грабительские и захватнические войны, развязанные под предлогом обращения людей в христианскую веру. Спору нет, вера, надежда и любовь — выдающиеся христианские добродетели, однако люди, утверждающие, что стремятся к ним, зачастую так же циничны и подвержены унынию, как и нехристиане, и ничуть не милосерднее... Примечательно, что именно в христианском мире одна из стран положила начало Холокосту, а другая пустила в ход против Японии смертоносное атомное оружие».
Кто-то, защищая христианские церкви, возможно, скажет, что они уже долгое время выступают за такие моральные ценности, как справедливость, стойкость, бережливость, умеренность. Но вот что по этому поводу говорится в «Эйдж»: «Как правило, христиане в Европе, Северной Америке и Австралии потребляют гораздо больше природных ресурсов, чем приходится на их долю, и не прекращают себе в угоду хищнически эксплуатировать ресурсы более слабых государств».
В том же издании о будущем христианских церквей говорится: «Без хорошей организационной структуры христианству никогда не вернуть себе того влияния в обществе, каким оно пользовалось в прошлые столетия. Хорошо это или плохо? Все зависит от того, с какой стороны посмотреть. Но для христианства перспективы на будущее именно таковы».
В связи с тем, что во всем мире традиционные церкви переживают кризис, многие люди покидают их. Но где они пытаются удовлетворить свои духовные потребности и находят ли то, что искали?

Комментариев нет:
Отправить комментарий